[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Общение » Обо всем » Персидская Мифология.
Персидская Мифология.
Elika_RasmusДата: Вторник, 28.12.2010, 16:07 | Сообщение # 16
Страж времени
Группа: Проверенные
Сообщений: 293
Репутация: 101
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений
Quote (God_of_Sands)
Ну как хочешь.

Да не, я буду кидать=) щас немного занята)




 
God_of_SandsДата: Вторник, 28.12.2010, 16:08 | Сообщение # 17
Группа: Удаленные
Награды:





Quote
Я итак сочиняю, только не про Принца

А про кого или про что?
 
Elika_RasmusДата: Вторник, 28.12.2010, 16:11 | Сообщение # 18
Страж времени
Группа: Проверенные
Сообщений: 293
Репутация: 101
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений
Quote (God_of_Sands)
А про кого или про что?

Ну, есть стихи, миниатюрки, а еще пишу фанфики про группу The Rasmus)




 
God_of_SandsДата: Вторник, 28.12.2010, 16:19 | Сообщение # 19
Группа: Удаленные
Награды:





Ясно.
 
Elika_RasmusДата: Вторник, 28.12.2010, 16:36 | Сообщение # 20
Страж времени
Группа: Проверенные
Сообщений: 293
Репутация: 101
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений
Разочаровала?:D



 
God_of_SandsДата: Вторник, 28.12.2010, 16:45 | Сообщение # 21
Группа: Удаленные
Награды:





Нет. Просто мне нечего сказать. Тем более я не читал твои произведения. Создай тему и накидай туда их, а я буду оценивать.
PS. Надеюсь они не длинные. biggrin
 
Elika_RasmusДата: Вторник, 28.12.2010, 16:49 | Сообщение # 22
Страж времени
Группа: Проверенные
Сообщений: 293
Репутация: 101
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений
Quote (God_of_Sands)
Нет. Просто мне нечего сказать. Тем более я не читал твои произведения. Создай тему и накидай туда их, а я буду оценивать.

Нууу, думаю, лучше не засорять сайт=))) Но у меня есть своя страничка на proza.ru, вот

Quote (God_of_Sands)
PS. Надеюсь они не длинные.

Тогда лучше не читай:D




 
God_of_SandsДата: Вторник, 28.12.2010, 21:08 | Сообщение # 23
Группа: Удаленные
Награды:





Quote
Тогда лучше не читай:D

Не такие уж и длинные

 
Elika_RasmusДата: Среда, 29.12.2010, 16:16 | Сообщение # 24
Страж времени
Группа: Проверенные
Сообщений: 293
Репутация: 101
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений




 
God_of_SandsДата: Пятница, 14.01.2011, 21:15 | Сообщение # 25
Группа: Удаленные
Награды:





Легенда о золоте персидского царя Дария III
Начало величественной династии Ахеменидов восходит к времени правления легендарного царя Кира. Цивилизация персов, по историческим меркам, существовала недолго – с 559 по 390 годы до н. э. На протяжении всего периода своего существования персы вели захватнические войны, стремясь покорить близлежащие народы, в том числе и эллинов. Годы безграничной власти и удачные грабительские войны сделали казну персидских владык без преувеличения фантастической. И это не удивительно. Долгое время персы безраздельно господствовали на огромных пространствах Ближнего и Среднего Востока. Это были смелые, решительные воины, во главе которых стояли честолюбивые и властные полководцы, мечтавшие не только о победах, но и о золоте, которое буквально текло в их руки.

Однако, как известно, на всякую силу найдется еще более грозная. И такая сила появилась в конце IV века до н. э. Это была непобедимая армия Александра Македонского, которая, в конце концов, прервала победное шествие персов. В 334 году до н. э. Александр перешел пролив Геллеспонт (нынешние Дарданеллы) с огромной по тем временам 35-тысячной армией. Персы во главе с Дарием III приготовились к смертельной схватке, но воинское счастье уже отвернулось от них и перешло на сторону знаменитой македонской фаланги. В битве при Гранике греки наголову разбили врага и овладели практически всей Малой Азией.

Тем не менее держава Ахеменидов не рухнула, и персы сумели вновь накопить силы, надеясь переломить ход событий в свою пользу. Дарий собрал новое войско, насчитывающее множество боевых колесниц, метких лучников, храбрых кавалеристов и пехотинцев. В ноябре 333 года до н. э. противники вновь сошлись в жестокой и кровопролитной битве при Иссе, и войска Дария опять потерпели сокрушительное поражение. Но властолюбивого и воинственного персидского царя неудача не смутила, и он в третий раз попытался выступить против греков. На сей раз в октябре 331 года до н. э. в долгой и кровавой битве близ Арбелл эллины окончательно разбили армию персов.

Однако Дарий, мудро предвидя возможные неудачи в войне, заранее побеспокоился о своих несметных сокровищах, упрятав их в надежные тайники. Это вполне отвечало и духу времени и характеру Дария. Даже в период военных действий он нашел время, чтобы разумно распорядиться казной. Причем в подобных делах было не принято оставлять живых свидетелей. Устроители тайников наверняка расстались с жизнью, а потом убили и их палачей, дабы надежнее сохранить тайну.

Знал ли Александр Македонский о сокровищах Дария? Не только знал, но и твердо намеревался захватить их. Он даже создал специальные мобильные отряды для захвата сокровищ: в любом завоеванном городе греки спешили занять расположенные там царские резиденции и дворцы знати. Но поспеть за Дарием оказалось делом нелегким. После очередного поражения он скрывался в своей летней резиденции в городе Экбатан, куда караваны свозили сокровища. Незадолго до смерти царь приказал спрятать их и, возможно, сам указал место тайника. По крайней мере, когда греки захватили его дворец, то ничего в нем не нашли. Пытали даже слуг, но никто из дворцовой челяди так и не открыл место нахождения клада.

Эту загадку на протяжении многих последующих веков пытались разгадать не раз, но безуспешно. Одним из первых знаменитых искателей сокровищ Ахеменидов был победитель Спартака, римский полководец Марк Лициний Красе, прозванный соотечественниками Богатый. Он обладал поражающим воображение состоянием, но и этого ему казалось мало. Наслышанный о персидском кладе, он задался целью непременно его отыскать. Для этого были согнаны тысячи рабов, которые исходили, все окрестности Экбатана, обшарили горы и долины, вырыли множество шурфов и даже спускались в расщелины, но, несмотря на их старания, великий полководец остался ни с чем. Тогда Красе обратился к помощи колдунов и предсказателей, однако и те не смогли помочь честолюбивому тирану. В конце концов, ему пришлось смириться и отступить от поисков сокровищ Дария, признав свое полное поражение.

Поскольку Марк Лициний являлся одним из сподвижников Гая Юлия Цезаря, тот был прекрасно осведомлен о существовании клада и внимательно следил за его поисками. Узнав о неудаче Красса, он сам решил заняться археологическими изысканиями. Но, как и его предшественник, Цезарь тоже потерпел полное фиаско, что больно ударило по его самолюбию. Однажды он горько признался друзьям, что многое дал бы, чтобы открыть тайну золота Ахеменидов.

Не зря говорят, что азарт – болезнь неизлечимая. От Цезаря «золотая лихорадка» перекинулась на знаменитого любовника царицы Клеопатры Марка Антония. Не желая слушать никаких доводов, Антоний энергично принялся за поиски таинственного клада Дария. Благо у него, как и у Красса и Цезаря, было в избытке подневольных людей и даже искусных искателей древнеегипетских кладов, поднаторевших в ограблении пирамид и в поисках спрятанных в пустынях ценностей. Все они трудились не за страх, а за совесть – Антоний не только умел карать за небрежение, он обещал щедро вознаградить каждого, кто найдет сокровища.

Трудно сказать, сдержал ли бы римлянин свои обещания, но тайник Дария опять не нашли. А вскоре Антонию и Клеопатре стало не до кладов. Оба они потеряли и трон Египта, и жизнь.

Эстафету подхватил не менее известный римлянин – император Нерон. Человек необузданных страстей, азартный и крайне самолюбивый, он, узнав о древнем кладе и безуспешных поисках великих земляков, решил во что бы то ни стало доказать собственное превосходство, особенно над Цезарем: дескать, тот не нашел, а Нерон найдет!

Добавлено (14.01.2011, 20:15)
---------------------------------------------
Самому отправляться на Восток и заниматься утомительными поисками императору не хотелось, и он повелел снарядить экспедицию, которая отправилась на территорию современных Турции и Ирана и проработала там почти год, однако не сумела достичь никаких обнадеживающих результатов. Нерон был в ярости. Неугодных ему кладоискателей наказали: одних отправили на галеры, других сослали в дальние провинции, третьих казнили или изгнали из Рима. Но от своей затеи упрямый император не отказался и снарядил новую экспедицию.

Нетрудно догадаться, что на поиски сокровищ Дария отправлялись, словно на эшафот. Естественно, вторая экспедиция тоже вернулась ни с чем. Упрямый Нерон начал игру сначала. Неудачливых кладоискателей спасло то, что в те времена путь на Восток был далек и долог, а за прошедшее время произошли серьезные политические события. Нерона не стало, экспедиции прекратились.

После Нерона на протяжении более чем полутора тысяч лет нет никаких достоверных исторических сведений о планомерных поисках персидского золота. Возможно, существовали и менее известные кладоискатели, но с полным основанием можно утверждать: казна Дария не найдена. Появление огромного количества золота, несомненно, оставило бы значительный след.

Впрочем, сокровища наверняка искали и средневековые властители Ирана. Это вполне понятно: тайна золота древнего деспота волновала умы не только авантюристов, но и государственных мужей. Спустя несколько сот лет, не избежал увлечения поисками легендарных сокровищ и император Наполеон Бонапарт, человек трезвый и практичный, но, в отличие от императоров гордого Рима, он предпочел отправить на место агентов разведки, прежде чем предпринимать какие-либо решительные меры. Они тоже вернулись ни с чем.

Не обошлось в истории с золотом Ахеменидов и без вездесущей британской Intelligence Service (разведывательная и контрразведывательная службы Великобритании). Захватив Индию и пытаясь распространить свое влияние на Иран и Афганистан, англичане никак не могли пройти мимо столь лакомого куска и вполне серьезно занимались сбором сведений о кладе. А также нелегально вели некоторые поисковые работы, которые, впрочем, потом пришлось свернуть под давлением России, рассматривавшей Персию как зону своих стратегических интересов и союзника в борьбе с Османской империей.

На некоторое время о кладе Дария как будто не вспоминали. Но после того как великому путешественнику и археологу Генриху Шлиману удалось найти сокровища легендарной Трои, идея отыскать персидский клад снова всплыла на поверхность. Было предпринято несколько, по большому счету, несерьезных попыток раскрыть тайну казны Дария, а потом опять наступил вынужденный долгий перерыв – началась Первая мировая война, и всем стало не до древних сокровищ.

Однако о них отнюдь не забыли. В 1930-е годы, перед Второй мировой войной, кладом Дария всерьез заинтересовались нацисты. Известно, что по указанию рейхсфюрера Гиммлера сначала Гейдрих, а затем Кальтенбруннер и Шелленберг прорабатывали этот вопрос и курировали осуществление некоторых разведопераций, связанных с «иранским золотом». Но, убедившись в трудностях осуществления широкомасштабных поисков, практичные немцы предпочли заняться изготовлением фальшивых фунтов стерлингов и долларов США.

В 70-е годы XX века, в период правления в Иране шаха Мухаммеда Реза Пехлеви, его правительство решило проверить правдивость древних исторических хроник и легенд. Для работ по поискам казны Дария пригласили американских специалистов, вооруженных суперсовременной техникой! Естественно, большинство из них работало в ЦРУ, и столь же естественно, что этой экспедицией интересовался КГБ, имевший в Иране неплохие агентурные связи. Все надеялись, что электроника точно укажет заветное место.

Поразительно, но способ захоронения клада, изобретенный персидским царем Дарием, жившим еще до нашей эры, оказался настолько хитроумным, что перед ним отступила самая совершенная техника. К всеобщему разочарованию, специалисты признали свое полное поражение. А тайна сокровищ Ахеменидов остается неразгаданной до сего дня. И никто не может точно сказать, существовало ли на самом деле золото Дария III, где оно сейчас и как его отыскать.

Но если в будущем случится такое чудо, и кому-то все-таки выпадет счастье найти легендарную сокровищницу, то наши потомки станут свидетелями одного из величайших археологических открытий, каких еще не знала история.

 
HelenДата: Суббота, 15.01.2011, 00:29 | Сообщение # 26
Принц Персии
Группа: Проверенные
Сообщений: 1436
Репутация: 386
Статус: Offline
Награды:
За хорошую репутации За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 200 Сообщений
Бросаем все и на поиски сокровищницы! cool отличная тема на сайте, мне как филологу очень интересно почитать. Молодцы! smile

Everytime you kissed me
I trembled like a child
Gathering the roses
We sang for the hope
Your very voice is in my heartbeat
Sweeter than my dream
We were there, in everlasting bloom
 
God_of_SandsДата: Суббота, 22.10.2011, 16:38 | Сообщение # 27
Группа: Удаленные
Награды:





Битва Добра и Зла.

А Дух Зла тем временем ничего не ведал об Ахура Мазде. Но вот, через три тысячи лет, он поднялся из глубин тьмы навстречу источнику света. Благой Бог предложил Ангхро Майнью избавить его от жажды зла. Но тот отказался принять Истину, желая завладеть миром. Тогда Ахура Мазда произнес священные слова и Ангхро Майнью низвергся обратно во тьму и пребывал там еще три тысячи лет.
Но теперь Дух Зла готовился к битве. Не умея создавать ничего нового, ибо зло бездарно ("дьявол - обезьяна бога"), он кощунственно копировал творения Ахура Мазды. В черной преисподней, Ангхро Майнью породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников), Индра, Нахатья и множество других. Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. (В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго. В Новое время образ "пери" вошел в европейскую романтическую литературу).
А Ахура Мазда творил материальный мир на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла; звезды; землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца; светила в небе; растения; Первозданного Быка и Первого Человека - Гайомарта.
Согласно зороастрийским источникам, “...Гайомарт сиял как солнце, а первозданный Бык был белым и сияющим, как Луна...” (Рак, 1998, 467). Солярные черты прослеживаются во многих персонификациях Культурного Героя (хотя они обычно прямо и не отождествляются с солнцем): индийский Вивасват, прародитель смертных на земле (отец Ямы и Ману), позже ставший солнечным богом; иранский Вивахвант (отец Йимы); греческий Аполлон; славянский Даждьбог; кельтские Луг, Беленус и др. В связи с этим уместно вспомнить солнечного оленя Ариэля Голана. В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: “лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом “бык”, он же иногда называется “судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы). Сома является богом одноименного ритуального опьяняющего напитка, что роднит его и с Дионисом.
Дэвы и паирика, зная о благом материальном мире, горели желанием обезобразить его. Но Ангхро Майнью долго не решался вторгнуться на землю, пораженный величием Гайомарта. Однако, в конце концов, он поддался уговорам своей дочери, блудницы Джех. Кончилась эра Творения, наступила эра Смешения добра и зла.
Разбив небесную сферу, Дух Зла ворвался в мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирика. Созданные Ангхро Майнью кометы, метеоры и планеты внесли хаос в мир, нарушая упорядоченность движения звезд. А на землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и пр.).
Здесь мы видим издержки дуалистического мировоззрения, желания видеть мир идеальным и упорядоченным, а во всяком отклонении - стремление видеть бесовские козни. Чрезмерная требовательность к миру.
На Гайомарта набросил петлю дэв смерти. Он погубил Первочеловека и Первого Быка.
А Ангхро Майнья неистовствал и, как поганая муха везде мерзил.
Паирика Муш, в облике черной летучей мыши, набросилась на солнце, луну и звезды. Но Хваршхайта-солнце одолел дэвовскую воровку Муш и присоединил ее к своему сиянию. Звезды покорили планеты. Затем Тиштрйя-Сириус вступил в сражение с паирика и от его ударов они посыпались с неба вниз.
Сириус пролил на землю небывалый дождь. Болшинство храфстра передохли. Тогда, на берегу великого озера Ворукаша, разыгралась великая битва Тиштрйя (в виде белого коня с золотой уздою) и дэва засухи Апаоши (тощего вороного жеребца). Лишь с помощью Ахура Мазды был побежден дэв.
После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях (они не смогли вырваться за пределы материального мира, ибо фраваши успели заделать дыру в небосводе) и пакостили исподтишка. На земле появились гниение и плесень

Добавлено (15.01.2011, 13:22)
---------------------------------------------
Сотворение первых людей.

В центре мира стоит Хара Березайти (гора Березань русских заговоров). Мир омывается океаном Ворукаша. Посреди этого океана находится остров, на котором растет Хаома. Десять тысяч дэвовских ящериц пытаются похитить священное древо, но рыба Кар плавает вокруг острова и охраняет Хаому. Рядом растет Древо Всех Семян. На нем живет Сенмурв - крылатый пес, покрытый рыбьей чешуей. Он рассеивает семена, а волшебная птица семена собирает и относит туда, где Тиштрйя пьет воду. Тиштрйя выпивает воду вместе с семенами и проливает ее дождем на весь мир.
Говоря о божествах плодородия нельзя не упомянуть и частых изображений в древнерусском ювелирном искусстве крылатого пса, связанного с побегами и корнями растений. Рыбаков отождествил его с Симарглом, упоминаемым среди изваяний языческих богов, поставленных князем Владимиром в Киеве. Ученый, вслед за К. В. Тревер сопоставляет данное имя с новоперсидским Симургом, царем птиц и его прообразами: среднеперсидским Сэнмурвом и авестийским Саэно Мервхго. (Тревер, 1933). Сэнмурва персы представляли крылатым псом, покрытым рыбьей чешуей, обитающим на Древе Всех Семян. Это воскрешает в памяти крито-минойских и микенских волкоподобных гениев плодородия, прислуживающих Великой Богине. А отсюда возникает вопрос, в каком отношении данные образы находятся по оотношению к человеко-волкам вендельского периода, уже рассмотренных нами. (Упомянутые человеко-волки не только носят оружие и атакуют “танцующих воинов”, но и грызут некий колос, держа его в руках-лапах). Можно ли связать мирного и дружественного Сэнмурва с убийцей Одина Фенриром? Известно, что в представлениях зороастрийцев существовало резкое разделение между благой собакой и демоническим волком. Но не является ли это последствием расщепления некогда единого образа? Какая мифологическая трагедия стояла за подобным разделением? Вопрос остается открытым.
Когда умер Первобык, из его останков произошли бык, корова и все полезные животные, а также злаки и другие полезные растения. А из останков Гайомарта вырос куст ревеня, состоящий из двух сросшихся частей. То была первая человеческая пара, мужчина и женщина: Машйф и Машйон. После они разъединились.
Вначале первые люди обладали добродетелью, но постепенно в из сердца стало проникать зло. И от каждого их неправого деяния возрастала сила дэвов.
Своих первенцев они съели. Тогда, Ахура Мазда вложил в их души родительскую любовь. От Машйа и Машйон произошли все населяющие землю народы.

Добавлено (15.01.2011, 13:23)
---------------------------------------------
Борьба с трехглавым змеем.

В то время люди поклонялись дэвам, думая, что те создали их и весь мир. Правили народами тираны-кавии и колдуны карапаны. Но были и праведные цари. Чудесные свойства хаомы открыл Вивахвант, первым выжавший сок этого растения. У него родились сыновья: Тахма-Урупи, Йима, Спитьюра.
Тахма-Урупи судьба послала сияющую Хварну. Он стал почитать Ахура Мазде и объявил войну дэвам. Доблестный Тахма-Урупи разбил дэвовской воинство и самого Ангхро-Майнью, заставил его принять облик черной лошади, на которой тридцать лет ездил верхом. Однако, Дух Зла выведав у жены героя, что тотбоится единственной вещи на свете - высоты. Затем Ангхро Майнья поскакал на высочайшую гору Хара Березайти и, когда у Тухма-Урупи закружилась голова, сбросил его и сожрал.
Следующим царем стал блистательный Йима, которому Ахура Мазда даровал золотые рог и кнут, а Ардвисура Анахита удачу в делах. Люди под его властью не знали болезней и смерти. Когда земля переполнялась народами, Йима ласково проводил по ней кнутом и трубил в рог, и она растягивалась и раздавалась вширь.
Но вот наступили лютые зимы с севера. И Йима, по повелению Творца, построил Вару - ограду размером в лошадиный бег на все стороны. В ней было много отделений, где укрылись люди и благие животные. А когда мороз прекратился, они вновь населили землю.
Царствование Йимы продолжалось шестьсот лет. То был подлинный золотой век. Но вот герой возгордился, и не принял истинную веру, предложенную ему Ахура Маздой. Совершил он и другие грехи, сочтя себя за бога. Ослепительная Хварна покинула его тогда. И зло вновь проникло в мир.
Некая женщина, из рода царя, родила от дэва сына - трехглавого дракона Ажи Дахаку. Дракон пришел на берег океана, принес жертвы Ардвисуре Анахите, моля даровать ему такую удачу, чтобы можно было обезлюдить всю землю. Разумеется, богиня отвергла посулы Ажи Дахаки. Но зато Ангхро Майнья дал великую силу и власть трехглавому змею.
С помощью предателя Спитьюры, Ажи Дахака сверг Йиму с престола и завладел властью. Сестер царя, красавиц Арнавак и Сахнавак он взял в жены. Сам же Йима, еще сто лет скрывался от Ажи Дахаки и Спитьюры. Но злодеи выследили его в стране Чин (Китай), схватили и распилили заживо острозубой пилой.
Дракон пытался захватить Хварну. Но против него выступил Атар (огонь). Тогда Хварна улетела и укрылась на дне океана Ворукаша.
Правление дракона продолжалось тысячу лет. Но вот, потомок Йимы, вторым после Вивахванта выжал сок Хаомы. У него родился сын - Траэтаона, которому суждено было низвергнуть власть змея.
Траэтаона был вскормлен на чудесном лугу молоком волшебной коровы Бермайе, разноцветной как оперение павлина (позже ее убили слуги Ажи Дахаки). Когда герою исполнилось пятнадцать лет, он заручился покровительством ахуров и язатов, а с небес к нему слетела Хварна.
Получив великую силу, Траэтаона сразился с Ажи Дахакой, и победил его, но убить не смог. Герой сковал дракона цепями в жерле вулкана Демавенд. Там и поныне Ажи Дахака ожидает конца света. И когда злодей ревет, вулкан извергает потоки лавы.
Согласно "Шахнамэ", Ажи Дахака это Заххак - царь, у которого из плеч росли две змеи. Их надо было кормить человеческим мозгом, и, каждый день стража хватала и обезглавливала двух юношей.
По версии Шахнаме, восстание поднял кузнец Кавэ, семнадцать из восемнадцати сыновей которого были схвачены для прокорма змей Заххака. Кавэ прикрепил свой кузнечный фартук к древку копья и под таким знаменем привел повстанцев к Фаридуну (Траэтаоне). Это знамя потом персидские цари расшили золотом, усыпали драгоценными камнями и сделали священным стягом державы.

Добавлено (15.01.2011, 13:26)
---------------------------------------------
Драконоборец Керсаспа.

В награду за свой подвиг, Фаридун (Траэтаона) получил царство и красавиц Арнавак и Сахнавак в жены. Правление героя длилось пятьсот лет. Когда Фаридун состарился, он решил разделить мир между тремя своими сыновьями. Сельму был завещан запад (Рум - Средиземноморье), Туре север и восток (Туран - степи, население которых стало называться отныне туранцами и Чин - Китай). Младшему, любимому Ираджу Фаридун подарил лучшие (с точки зрения персов) земли - Иран и Арабистан. Старшие братья позавидовали Ираджу и убили его. Сын последнего, Манушчихр отомстил за отца, покарав злодеев. Тогда, преемник Тура, злейший из туранцев Афрасиаб пошел войной на Иран.
Здесь уместно вспомнить, что среднеперсидское “Фаридун” в более древней авестийскойтрадиции звучало как “Траэтаона”. А в первой геродотовой версии генеалогической легенды прародителем скифов был Таргитай. К тому же, греки могли исказить произношение скифского имени, которое в оригинале вероятно было более похоже на “Траэтаона”.
Авестийский Траэтаона весьма близок к ведийскому Трите. (При этом в “Авесте” есть и собственный Трита - вследствии расщепления некогда единого образа. Этот Трита был великим целителем, изгнавшим из мира недуги. Он третьим выжал золотой сок хаомы - священного растения и у него родился могучий сын Керсаспа, “палиценосец”, победивший множество драконов и демонов (И. Рак, Зороастрийская мифология, 1998, 214 - 215). Ведийский же Трита древнее. Отдельные обрывки мифов дают интересные сведения об этом загадочном индийском божестве. Вот Трита, находясь на дне глубокого колодца, взывает о помощи. Или он берет на себя вину за убийство Индрой трехголового дракона Вишварупы. Полагают, что в более раннем варианте Вишварупу сразил сам Трита. Этому образу близок древнегреческий Тритон и особенно герой русских сказок Иван Третий (Иван Третьяк, Иван Водович), который победив трехглавого змея, оказывается в колодце - “ином мире” по вине братьев. (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 530 - 531). Третий побеждает тройственного - древняя индоевропейская мифологема. Она многое добавляет в нашем понимании мифологии Культурного Героя.
Трита был третьим человеком, который выжал золотой сок Хаомы. От этого жертвоприношения у него родился могучий сын - Керсаспа. В те времена вновь небывало расплодилось зло.
Первым подвигом Керсаспы была победа над змеем Сэрвара, "людей глотавшим, коней глотавшим, полного яда желтого". Богатырь целый день ездил по пустыне, не видя змея. Когда же он сделал привал и развел костер, кипяток из костра расплескался и земля заколебалась. Оказывается, Керсаспа ездил по спине змея. Чудище взвилось от боли, и богатырь снес ему башку своей бычьеголовой палицей.
Со следующим врагом - дэвом Гандарвой, стремившимся уничтожить "вещественный мир праведности", Керсаспа бился врукопашную и одержал победу на берегу океана Ворукаша.
Но страшнее всех был великан Снавидка, рогатый и камнерукий, "с ногами роговыми". Этот Снавидка говорил, что пока он еще малолетка, а как войдет в полную силу, то совлечет с небес Спента Майнью, а из преисподней вытащит Ангхро Майнью, запряжет их в свою колесницу и заставит везти себя, "если только, мужественный Керсаспа не убьет меня". Но и Снавидку мужественный Керсаспа сумел поразить, как раз перед подъемом его исполинской силы.
Затем богатырь убил чудовищного водяного волка Капуда и птицу Камак, застилавшую крыльями солнце. Семь дней и ночей Керсаспа расстреливал эту птицу из лука, пока не сразил ее.
Шахнаме сообщает, что у Керсаспы, которого она именует Сам, был сын Заль, родившийся седым. Опасаясь, что это дурной знак, отец бросил ребенка в горах. Там Заля нашел и воспитал в своем гнезде Симург - царь птиц.Позднее Заль женился на Рудабе, дочери царя Кабула, потомка Заххака (этому посвящена знаменитая поэма "Заль и Рудаба"). "У внучки дракона сын птицы жених. Какой же наследник родится у них?" От этого союза родился великий богатырь Рустам.
Несмотря на свои подвиги, Керсаспа впал в страшный грех. Однажды он готовил себе пищу, и, недовольный тем, что огонь медленно разгорается, затушил его палицей. Ахура Мазда покинул его за это, (огонь есть величайшая святыня для зороастрийцев). Керсаспу околдовала в пустыне и погрузила в вечный сон паирика Хнафаити.

Добавлено (15.01.2011, 13:27)
---------------------------------------------
Кей Кавус, Франграсйан (Афрасиаб), Рустам и Сухраб, Сиявуш, Кей Хосров.

Франграсйан возглавил поход кочевников, разбил войско иранского царя и захватил власть в Иране. Подобно Ажи Дахаке, он пытался завладеть Хварной, и даже нырял в океан Ворукаша. Но божественная Хварна отступала. (По некоторым данным, Франграсйан все-таки завладел сияющим ореолом. В Средней Азии его почитали как мифического царя и героя).
Манушчихр, с помощью Сама (Керсаспы) возобновил борьбу с захватчиками. В конце концов, стороны заключили соглашение. Искуснейший иранский лучник должен был выпустить стрелу с высокой горы и там, где она упадет, будет проходить граница Ирана. Лучший стрелок изо всех сил натягивает тетиву и стреляет. Стрела летит далеко на север. А благородный юноша падает мертвым, вложим все силы в свой выстрел.
После Манушчихра правили еще несколько царей. Последний из них не оставил наследников. И тогда божественная Хварна осенила Кави Кавату, основавшего новую династию Кейянидов (по Шахнаме богатырь Рустам находит Кей Кубада, потомка Фаридуна на горе Албурз (Хара Березайти).
Одним из знаменитых царей новой династии был Кави Усан (Кей Кавус). Он сокрушил множество дэвов и построил на Хара Березайти. Семь волшебных дворцов - один из золота, два из серебра, два из стали и два из хрусталя, возвращающих молодость.
Согласно Шахнаме, верховный дэв Айшма нашептал царю лживые мысли и внушил гордыню. Кей Кавус решил живым вознестись на небо. Он вырастил в неволе орлят, велел привязать их к своему престолу, а над головами повесить куски мяса. Голодные орлы устремляются ввысь, но выбиваются из сил и царь низвергается ввысь. Его находит и спасает Рустам.
В средневековой Руси была популярна книжная легенда о том, как Александр Македонский вознесся на небо на чудесных орлах или грифонах. Она запечатлена в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на щитке диадемы 12 в., на русских вышивках. Всюду показан юноша в короне, на колеснице запряженной птицами или грифонами. По мнению Рыбакова именем легендарного царя здесь прикрыто изображение Даждьбога.
Затем, под видом бродячего певца, во дворец приходит дэв, и рассказывает о богатствах Мазендарана - страны, населенной лютыми дэвами. Кей Кавус вторгается туда, но против его войска выступает могущественный Белый Дэв. В образе тучи Белый Дэв закрывает солнце. Две трети иранских воинов слепнут, сам царь попадает в плен. Кей Кавуса опять выручает Рустам, поражающий Белого Дэва и разрушающий его город.
Во время одного из походов Рустама в Туран, у дочери местного царя рождается от него сын Сухраб. Он растет, не зная отца, и, достигнув пятнадцатилетия, решает свергнуть неправедного царя Кай Кавуса. Во главе туранских воинов, Сухраб идет войной на Иран, побеждая ввсех иранских богатырей. В решающем бою он сталкивается с Рустамом. Первые два столкновения заканчиваются победой Сухраба и Рустам лишь при помощи хитрости избегает гибели. В третьем поединке старый богатырь побеждает своего противника, смертельно раня его. По амулету Рустам узнает своего сына. Сухраб умирает на коленях отца.
Сыном Кей Кавуса был прекрасный и благородный Сиявуш, над которым тяготел злой рок. Мачеха царевича Судаба воспылала к царевичу нечестивой страстью, а когда тот отверг ее, оговорила перед царем. Но Сиявуш доказал свою невиновность.
Вскоре в Иран вновь вторгается Афрасиаб. Сиявуш выступает против него во главе войска. Убоявшись, владыка туранцев предлагает мир и выдает заложников. Сиявуш клянется в вечном мире. Однако Кей Кавус заложников казнит и начинает новую войну. Тогда Сиявуш уходит в добровольное изгнание в Туран. Афрасиаб высоко ценит его, разрешает построить город крепость Канг, даже выдает за царевича свою дочь Ференгис и собирается сделать своим наследником. Но, снедаемый завистью брат Афрасиаба оговаривает Сиявуша перед туранским владыкой. Царевич погибает. Ференгис же рождает сына от Сиявуша - Кей Хосрова (Кави Хаосрава).
Тем временем, Рустам открывает Кей Кавусу глаза на вероловство его жены. Судаба предается казни. Затем, мстя за Сиявуша, богатырь вторгается в Туран, загоняя Афрасиаба до моря Чин. (Акван-дэв). Сын Сиявуша приходит в Иран и раскаявшийся Кей Кавус передает внуку трон.
После коронации Хосров идет войной на Афрасиаба, побеждает его и обезглавливает. Некоторое время новый царь благополучно правит державой. Но сердце Кей Хосрова неспокойно, ведь в жилах его течет кровь нечестивого Афрасиаба.
Шах оставляет престол своему двоюродному брату Лухраспу, и во главе своих богатырей удаляется в горы. Там Хосров навсегда исчезает, а его воины погибают во время снежной бури.

Добавлено (15.01.2011, 13:28)
---------------------------------------------
Пророк Заратуштра.

Ираном правил Лухрасп - двоюродный брат Кей Хосрова. В это время свершилось великое событие. Далекий потомок Манушчихра - Порушаспа четвертым выжал золотой сок Хаомы и у него родился чудесный сын Заратуштра, будущий пророк. Наступила последняя эра истории, Эра Разделения. Когда Заратуштре исполнилось тридцать лет, ему явился Воху Мана (в образе мудрого, сияющего мужа) и привел его в собрание Амеша Спента. Там великий Ахурамазда назвал свои святые имена и явил пророку свой божественный разум, открыв будущее. Заратуштре открылось, что Небеса противостоят царству Бесконечной Тьмы - обиталищу Ангхро Майнью.
Амеша Спента посвятили пророка в таинства истинной веры, трижды испытав его - пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. Заратуштре были явлены страдающие за грехи души Керсаспы и Йимы. На глазах пророка им было обещано прощение.
Заратуштра, осененный светом божественной истины, возвращается к людям и начинает проповедовать благое учение. При появлении пророка дэвы падали ниц и теряли телесный облик и люди переставали им поклоняться. Но злые колдуны карапаны преследовали Заратуштру. Десять лет проповедовал пророк, но обратил в истинную веру лишь одного своего двоюродного брата. И тогда, по совету Ахура Мазды, Заратуштра пришел в царство благородного царя Гуштаспа (сына Лухраспа).
Вначале, кавии и карапаны уговорили шаха бросить пророка в темницу и держать в голоде, холоде и жажде. Но когда Заратуштра был призван к царю, то, на глазах последнего, изможденного тело святого человека ожило и налилось здоровьем и силой. Словно пелена упала с глаз Гуштаспа. Аша Вахишта вручил царю волшебный напиток и его душа воспарила в Гаронману, где узрела все величие ахуровской веры.
Гуштасп принял святую веру, а вслед за ним обратились знатные мужи и простой народ. Но вскоре к шаху пришли посланники Арджаспа - наследника Франграсйана-Афрасиаба, владыки туранцев и потребовали отречься от истины. Гуштасп отверг эти наглые притязания. И началась невиданная по жестокости война (она подробно описана в). В ней погибли Заратуштра и престарелый отец шаха Лухрасп.

Битва была выиграна сыном Гуштаспа Исфандияром. Силой благословения Заратуштры он был "бронзовотелым" - неуязвимым для оружия.
Арджасп бежит на восток и скрывается в Медном замке. Шах Гуштасп обещает сыну, что передаст ему трон, если тот убьет туранского владыку. К Медному замку ведут три дороги: трехмесячная, двухмесячная и семидневная, но самая опасная. Исфандияр избирает последнюю и каждый день пути совершает подвиг. Он убивает двух рогатых волков, двух львов, дракона. Придя в лес, где обитала колдунья-людоедка Гуль, царевич сел на опушке и начал петь о том, как томится его молодое сердце без любви. Обрадовавшись, что богатырь легко попадет ей в руки, колдунья обернулась прекрасной девушкой, вышла к Исфандияру и села к нему на колени. Но сын шах крепко схватил Гуль и удавил тетивой от лука.
Затем Исфандияр одолел злую птицу Симург, затмеыавшую крыльями солнце, преодолел снежный буран и переправился через бурную реку. Все это время за царевичем двигалась его дружина.
Подойдя к Медному замку, Исфандияр и часть его воинов прячутся в сундуки, которые везут переодетые купцами другие богатыри. Во время пира иранцы выскакивают из сундуков и учиняют побоище. Исфандияр обезглавливает Арджаспа.
Царевич возвращается к отцу, но одряхлевший Гуштасп, не желая расставаться с властью, выдвигает последнее условие - сын должен доставить ко двору закованного в цепи Рустама.
Исфандияр обращается к Рустаму, обещая, что пленение последнего будет лишь показной мерой, после которой ему воздадут почести. Но воинское достоинство не позволяет старому богатырю пойти на унижение. Происходит единоборство Рустама с Исфандияром. Последний неуязвим. Рустам спасается бегством. Тогда старец Заль сжигает хранившееся у него перо Симурга и великая птица слетает с небес. Она излечивает Рустама и открывыает тайну Исфандияра, которого можно поразить, лишь выстрелив стрелой из тамарискового дерева стрелой в глаз. Симург объявляет также, что убившему бронзовотелого царевича предопределено погибнуть страшной смертью, а на том свете изведать многие муки. Но богатырская честь для Рустама всего дороже. Он выходит на новый поединок и убивает Исфандияра волшебной стрелой.
Вскоре после оплакивания и погребения царевича, Рустам приезжает к своему сводному брату Шагаду. Тот, желая получить владения богатыря, устраивает волчью яму, утыканную ножами. Рустам, верхом на своем коне Рахше проваливается в нее и погибает (успев перед смертью поразить Шагада).
Далее легендарная история Ирана постепенно переходит в реальную историю этой страны.
Но есть еще и Фрашкард - дошедшее в разных вариантах сказание о конечной судьбе мира и человечества.

Добавлено (15.01.2011, 13:30)
---------------------------------------------
Фрашкард.

С момента рождения Заратуштры мир просуществует еще три тысячи лет. Первое тысячелетие пройдет под знаком пророка ахуровской веры. Два последующие станут эрами двух спасителей - Хушедара и Хушедармаха. Хушедар встретится с Ахура Маздой и, вернувшись в телесный мир к людям, очистит веру.
Тогда волки со всего света соберутся в одном месте и сольются в одного огромного волка. Праведные люди соберут войско, совершат священный ритуал и сразятся с чудовищем. Они убьют волка плетьми, кинжалами, копьями, стрелами. Волчий яд разольется вокруг, и все растения погибнут. А из тела чудовища выйдет дэв в виде черной саранчи.
Затем польют бесконечные дожди, и повалит снег.
К концу страшной зимы отовсюду к людям соберутся дикие звери. Никто не станет убивать их, но, напротив позаботится о зверях как о собственных детях.
Затем явится второй Спаситель - Хушедар Мах, и возвестит людям забытые закон и веру. Но вновь, как некогда волки, змеи всех разновидностей сползутся и срастутся в единое тело, и этот гигантский змей двинется на людей. И праведники опять выйдут на битву и уничтожат змея. И снова возникнет дэв в виде черной саранчи и войдет в тело двуногого дэва.
Тогда Ажи Дахака, прикованный в жерле вулкана вырвется на свободу. Он пожрет треть людей, коров и овец. Огонь, вода и растения придут к Ахура Мазде и взмолятся перед ним. Творец пробудит от сна Сама Керсаспу и тот уничтожит Дахаку. Этим закончится эра Хушедар Маха.
Сошйанс - последний спаситель спустится из царства бесконечного света. Он поставит на царство воскресшего Кей Хосрова. Праведные люди преисполнятся любви друг к другу. Живые станут бессмертными, а мертвых Сошйянт воскресит. Шахревар, Дух Металлов изольет на землю поток расплавленной меди. Праведникам он покажется теплым молоком, грешники же сгорят в мучениях. Затем поток расплавленного металла достигнет ада и Ангхро Майнья, вместе с дэвами и паирика будут уничтожены навсегда.
После этого, земля превратится в цветущую равнину. Люди перестанут есть мясо, к ним вернется Первозданный Бык. Наступит вечная весна.
Говоря об эсхатологии древних персов, нельзя не упомянуть о том, что она обнаруживает удивительное сходство с аналогичными сюжетами скандинавской мифологии. “Младшая” и “Старшая” Эдды сообщают о “великанской зиме”, которая наступит в конце времен. Хтонические чудовища - Мировой Волк Фенрир и Мировой Змей Ермунганд покинут свои бездны и двинутся на мир богов. К ним присоединятся великаны и демонический Локи, освободившийся от оков. С чудовищами будут биться боги и павшие герои из свиты Одина и победят, но при этом погибнет большинство из них.
Скандинавская и древнеперсидская культуры имеют ряд сходных моментов и помимо эсхатологии. Широкоизвестен сюжет о золоте карлика Андвари, уплаченном богами в качестве выкупа за смерть его сына Отра, убитого в образе выдры. На это золото было наложено проклятие (данный сюжет послужил зачином к истории о Сигурде и Нибелунгах). А в зороастрийском Иране превыше всех животных почиталась выдра - “водяная собака”. За убийство выдры налагалось суровое возмещение, в случае невыполнения которого человек предавался проклятию.
Но обращает на себя внимание и одно фундаментальное психологическое отличие иранской и скандинавской мифологии. Оно находится в области морали. Тягчайшим грехом для древних персов являлась ложь. Поэтому, их цари старались не нарушать уже заключенные мирные договора (чем, кстати, пользовались римляне, имевшие относительно верности соглашениям более свободные представления). Гарантом соблюдения договора выступал бог Митра - индоиранский вариант Культурного Героя. Скандинавы же были не столь щепетильны в данном вопросе, причем, как мы видели, пример в этом подавал их собственный Культурный Герой - Один.

Добавлено (22.10.2011, 15:38)
---------------------------------------------
Люди, а как бы вы отнеслись к тому, если бы новую часть Принца Персии сделали чисто по Персидской Мифологии?

Сообщение отредактировал God_of_Sands - Суббота, 15.01.2011, 14:21
 
Форум » Общение » Обо всем » Персидская Мифология.
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: